Черноморский бассейн еще с древних времен был востребован среди мореплавателей, которые доставляли различные товары и грузы. Корабли много тысячелетий пересекали Черное море. Они нередко попадали в шторма и, не успев укрыться в безопасных бухтах, шли ко дну.
Затонувшие морские суда, которые были гружены вином, ценностями, военные корабли долгое время волновали воображение археологов и кладоискателей. Неразгаданные тайны, интересные истории – все это притягивает любителей подводного плавания.
Сегодня, с профессиональным снаряжением и опытным инструктором, каждый желающий сможет погрузиться в глубины Черного моря.
Глубина, на которой находятся затонувшие суда, не превышает 45 метров. Опускаясь под воду, необходимо помнить о мерах безопасности. Нельзя заплывать внутрь корабля – это очень опасно, высока вероятность его обрушения или движения по морскому дну.
Многие затонувшие объекты не только сохранили узнаваемый вид, но и некоторую функциональность. Одним из них является, например, советский бомбардировщик, который пролежал в морском песке более 70 лет, однако его части сохранили подвижность.
Большая часть найденных объектов относятся к эпохе Великой Отечественной войны. На участке от Керченского пролива до Новороссийска осталось много сбитых самолетов и потопленных судов противоборствующих сторон.
Дайверы составляют целые карты морского дна Черного моря, куда наносят затонувшие объекты. Проблематично восстановить историю кораблей, руководствуясь только датами, координатами, подтверждения которым тяжело найти в документах. Зачастую архивные данные о местоположении затопленных кораблей являются неверными. В пылу битвы не до определения точных координат. Во главе угла – победа в морском сражении.
Только рыбаки более-менее знакомы с рельефом дна, поэтому фиксируют какие-то зацепы и передают координаты дайверам. С их помощью удалось обнаружить на относительно небольшой глубине пароходы «Кола» и «Гордипия», советский штурмовик «Ил-2».
Новые объекты обнаруживаются регулярно. Так в 2018 году возле мыса Тарханкут найден затонувший тральщик. Хорошо сохранился штурвал, название судна – “Четвертый” и год выпуска (1920). Несколько раньше там же обнаружен колесный пароход «Генерал Коцебу», затонувший еще в 19 веке. А у берегов Балаклавы найден неплохо сохранившийся старинный парусный корабль (предположительно, древнеримский).